спецтехника и коммунальная техника
грузовые автомобили ГАЗ
(495) 419-38-66
Главная Автомобили на складеЦеныКонтакты
Спецтехника на шасси ГАЗ и Газель > Самосвалы > История самосвалов ГАЗ
История самосвалов ГАЗ
уточняйте цены у менеджеров

Николай Марков

Первые машины (первоначально они обозначались как ГАЗ-С1, позднее – ГАЗ-410) отличались весьма необычной по сегодняшним меркам конструкцией подъемного механизма: в нем совсем не было гидравлического оборудования. После освобождения запорного крюка платформа под действием силы тяжести начинала опрокидываться, одновременно откатываясь по салазкам назад и вниз, а за возврат платформы в исходное положение отвечали две мощные пружины. Самосвалы такого типа получили название шарнирных или инерционных, однако в дальнейшем широкого распространения не получили, поскольку в реальности из-за большого количества подвижных направляющих тяг в изготовлении, а тем более эксплуатации они оказались ненамного проще традиционных «гидравлических». Однако же сама по себе платформа самосвала ГАЗ-С1 была довольно высокотехнологичным изделием! Например, ее задний борт с верхней навеской имел дистанционный привод отпирания замков, а для перевозки длинномеров мог откидываться на нижних петлях. Боковые борта для уменьшения налипания груза имели закругленное сопряжение с днищем. Наконец, предусматривалась и возможность установки деревянных надставных бортов для перевозки легковесных грузов. Не правда ли, все это напоминает описание современных российских среднетоннажных самосвалов?!

В первые послевоенные годы ведущим отечественным предприятием по изготовлению самосвальной техники на газовских шасси стал Одесский автосборочный завод. Это направление деятельности было для ОдАЗа профильным вплоть до 1958 года, пока его не переориентировали на выпуск прицепной техники. Вся же документация на самосвалы была передана из Одессы в Саранск, где постановлением Мордовского совнархоза было организовано новое специализированное предприятие – Саранский завод автосамосвалов. Первые саранские самосвалы, собранные по одесским техническим условиям, увидели свет в 1959 году, а семью годами позднее на САЗе освоили производство самосвалов собственной конструкции – сельскохозяйственных ГАЗ-САЗ-53Б на шасси ГАЗ-53-02. Кстати, они стали первыми в СССР серийными самосвалами с трехсторонней разгрузкой. Затем саранские конструкторы разработали варианты сельхозсамосвалов с предварительным подъемом платформы, один из которых (САЗ-3502) впоследствии стал серийным. Правда, выпуск его был налажен в 1969-м уже на другом предприятии – Фрунзенском автосборочном заводе в Республике Киргизия (параллельно там же делали и ГАЗ-САЗ-53Б). Кстати, изготовлением самосвальной техники на горьковских шасси ФАЗ занимался более четверти века. 

На сегодняшний день основным производителем самосвалов на шасси ГАЗ остается все тот же Саранский завод автосамосвалов, именуемый ныне ОАО «САЗ». Текущий модельный ряд самосвальной техники САЗ складывается из комбинации трех типов самосвальных установок (сельскохозяйственная универсальная, сельскохозяйственная с предварительным подъемом и строительная) и трех моделей базовых шасси. Самосвальные установки сельхозназначения, по сути, являются модернизированными вариантами разработанных в 1960-х установок для ГАЗ-САЗ-53Б и САЗ-3502, а строительная платформа разработана с явной оглядкой на ЗИЛ-ММЗ-4508. Наибольшей популярностью пользуются универсальные самосвалы-«сельхозники», обозначающиеся как ГАЗ-САЗ-3507-01, ГАЗ-САЗ-35071 и ГАЗ-САЗ-2505-10 (соответственно на шасси ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-33104 «Валдай»). Они комплектуются цельнометаллической коробчатой платформой с трехсторонней разгрузкой. Выбор стороны опрокидывания осуществляется путем соответствующего освобождения съемных штырей опорных шарниров основания платформы. Для перевозки легковесных грузов платформа может снабжаться комплектом надставных бортов с панелями из металлической сетки или металлического листа. 
Самосвалы с предварительным подъемом кузова распространены не столь широко из-за более высокой стоимости и ограниченной сферы применения (в сельском хозяйстве с помощью них выполняется ряд специфических операций, таких как загрузка сеялок, посадочных машин, разбрасывателей удобрений или стационарных емкостей с высотой борта до 2,6 м, формирование буртов и т.д.). Платформа установки с предварительным подъемом также выполнена коробчатой, однако отличается меньшей длиной, да и открывающийся борт у нее лишь один – задний. Самосвальная установка этого типа предлагается только для шасси ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 (комплектные автомобили-самосвалы обозначаются как ГАЗ-САЗ-25041 и ГАЗ-САЗ-2504 соответственно). Естественно, что при необходимости такие машины могут работать и в режиме «стандартного самосвала», когда кузов опрокидывается без предварительного подъема. 

Строительная саранская платформа позволяет перевозить грузы с номинальным удельным весом порядка 0,9 т/м3. Она имеет защитный козырек над передним бортом, под которым крепится опускаемое лебедкой запасное колесо. Предусмотрено вариантное исполнение платформы с увеличенной вместимостью: в этом случае к основным боковым бортам привариваются дополнительные надставки. С целью повышения прочности и улучшения сваливания грузов нижние углы переднего и боковых бортов выполнены скошенными, а задний борт может откидываться как на верхних, так и на нижних шарнирах. Самосвальная установка строительного назначения предлагается для шасси ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-33104, а укомплектованные ей автомобили-самосвалы именуются как ГАЗ-САЗ-35072, ГАЗ-САЗ-35072-10 и ГАЗ-САЗ-2505 соответственно. 
Сразу три производителя самосвалов на новых шасси ГАЗ базируются на Украине. Наибольшую известность среди них благодаря регулярному участию в региональных автомобильных выставках получил Горловский авторемонтный завод. В его линейке представлены самосвалы ГАЗ-ГАРЗ-3309СС в нескольких вариантах исполнения (с односекционными бортами высотой 680 мм или двухсекционными высотой 900 мм, с механическим или электропневматическим управлением коробкой отбора мощности, с тентом или без). Настил пола платформы горловских самосвалов выполнен из 3-миллиметрового стального листа, а боковые борта представляют собой стандартные газовские, усиленные по периметру дополнительными ребрами жесткости. Для облегчения закрывания нижних секций боковых бортов предусмотрены пружины. 
Киевское ОАО «Коммаш» помимо однотипного с горловским самосвала КО-951.4 на шасси ГАЗ-3309 с трехсторонней разгрузкой предлагает еще и упрощенную модель КО-951 с платформой, опрокидываемой только назад. При установке надставок высота бортов КО-951 и КО-951.4 достигает 850 мм, а вместимость кузова – 6,1 м3, что несколько меньше аналогичных показателей самосвала ГАЗ-ГАРЗ-3309СС. 

Третий производитель – ОАО «Карловский механический завод» выпускает три разновидности универсальных самосвальных установок, различающихся внутренней высотой бортов, а как следствие, и вместимостью (5; 7,5 или 10 м3). Самая маленькая платформа предназначена для монтажа на шасси ГАЗ-3309 или ГАЗ-33104 (такие самосвалы соответственно называются АС-5.3309 и АС-5.33104), а две другие устанавливаются только на ГАЗ-3309 (индексы самосвалов – АС-5.3309-М и АС-5.3309-М-1). Интересно, что Карловский мехзавод предлагает эти же самые самосвальные надстройки и для ГАЗ-53-12, снятых с армейской консервации и прошедших капремонт на киевском ООО «Трембита». Стоимость комплектного автомобиля-самосвала на конверсионном шасси оказывается вдвое меньшей, чем на новом. Справедливости ради нужно отметить, что до недавнего времени самосвалы на конверсионных шасси ГАЗ (правда, «шестьдесят шестой» модели) делал также Киевский авторемонтный завод Минобороны Украины (в/ч А-1014). 

Что касается поставок украинских самосвалов в РФ, то на этой ниве пока преуспел лишь Карловский мехзавод, причем нижегородское ООО «Пинго-Авто» на протяжении нескольких последних лет даже занимается самостоятельной установкой карловских самосвальных установок на шасси ГАЗ, что позволяет удешевить готовый продукт за счет более выгодной логистики. Разумеется, такие самосвалы сертифицируются уже как автомобили российского производства, а потому получают и новое обозначение: 473887 (модель с платформой от АС-5.3309 на шасси ГАЗ-3307) или 473889 (модель с платформой от АС-5.3309 на шасси ГАЗ-3309). 
Мимоездом 

ПОЛНЫЙ ПРИВОД ДЛЯ СЕЛА 
В 1992 году в линейке САЗа появились полноприводные версии сельского самосвала – ГАЗ-САЗ-3511 и ГАЗ-САЗ-3531. Фактически они представляли собой комбинацию самосвальной установки с трехсторонней разгрузкой от ГАЗ-САЗ-3507-01 и упрощенного шасси «шишиги» без системы централизованной подкачки шин и второго бензобака, но с двускатной задней ошиновкой и колесами от ГАЗ-3307 (если быть точнее, первая модификация самосвала базировалась на шасси модели ГАЗ-66-31, вторая – на ГАЗ-66-30). Несмотря на непродолжительное время производства (около двух лет), эти автомобили успели разойтись большим тиражом по всей России и до сих пор регулярно встречаются на улицах. Впоследствии по такому же принципу был создан сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-САЗ-2506 на шасси Земляка (вариант полноприводного ГАЗ-3308 Садко с двускатной ошиновкой заднего моста), однако он так и остался опытным образцом. 


СТРОИТЕЛЬНЫЕ «ГАЗОНЫ» ИЗ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА 
В 1990-е на нижегородских улицах довольно часто можно было встретить необычные самосвалы на «пятьдесят третьих» шасси – с разгружающимися назад корытообразными платформами ярко выраженного строительного назначения, очень напоминавшими внешне увеличенные в объеме кузова ЗИЛ-ММЗ-4505. Искать описание этих самосвалов в специализированных справочниках не было смысла – официально во внушительном перечне спецнадстроек для самых разных модификаций шасси ГАЗ-53 «ничего такого» не значилось. На самом же деле эти таинственные платформы делали на Автобазе № 1 Автозаводского района Горького в качестве запчастей для восстановления «убитых» сельскохозяйственных самосвалов ГАЗ-САЗ-53Б и ГАЗ-САЗ-3507.

 

Спецтехника на шасси Hyundai HD-78
Бортовые HD-65 HD-78
Фургоны Hyundai HD-65 HD-78
Автоэвакуаторы
Автовышки
Вакуумная машина
Мусоровоз бункеровоз
С гидроманипулятором
Топливозаправщик АТЗ-36137-11
Молоковоз - пищевая цистерна
Самосвал с боковой разгрузкой
Спецтехника на шасси ГАЗ и Газель
Автоэвакуаторы
Автомаслозаправщики
Автогидроподъемники
Автомастерские
Автоцистерны для молока
Автоцистерны для пищевых жидкостей
Автоцистерны для перевозок живой рыбы
Автоцистерны для нефтепродуктов
Топливозаправщики
Вакуумные машины
Вахтовые автобусы
Мусоровозы
Подметально-уборочные машины
Самосвалы
Машины для перевозки газовых баллонов
Автомобиль для перевозки инкубационного яйца и молодняка птицы
Дезинфекционные установки
Автомобиль технического обслуживания АТО-9994
Автомобиль-фургон для туш павших животных
ГАЗ-33081 Вепрь
ГАЗ-2330 Тигр
Автомобили ГАЗ Валдай, спецтехника на шасси Валдай
ГАЗ-33104 Валдай
Автомобили Валдай с гидроманипулятором
Самосвалы
Автоэвакуаторы
Мусоровоз-бункеровоз
Автоцистерны для пищевых жидкостей
Автоцистерны для нефтепродуктов
Топливозаправщики
Автомастерские
Изотермические фургоны
Промтоварные фургоны
Продовольственные фургоны
Хлебные фургоны
Седельные тягачи
Бортовые автомобили ГАЗ
Удлинненые бортовые автомобили ГАЗ
Автомобили ГАЗ с двухрядными кабинами
Автомобили ГАЗ со спальным местом
Автомобили ГАЗ с гидроманипулятором
Бурильно-крановые машины
Автомобили ГАЗ Земляк
ГАЗ-3325 Егерь II (4х4, 5 мест)
Автомобиль для МЧС
(495) 419-38-66
спецтехника и коммунальная техника
грузовые автомобили ГАЗ
© АвтоCайт